"ЮЛЯ И ЛЁША НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ", dagmara.co.il
О гастролях говорят и пишут всегда в определенном ключе: что сказали зрители,
как проданы билеты…А я решила, что о визите к нам двух молодых и милых актеров
из Киева я расскажу иначе. Через призму общения с ними. Через поездки в разные
города Израиля. Дождливыми и солнечными днями. В Киеве сегодня все непросто.
Что-то рождается (с болью). Что-то сломано (с травмами и возгласами про
справедливость). Кто прав – этого никому знать не дано. Тревога на сердце не
очень способствует культурному росту. В театры люди ходят меньше. Драгоценные
киевские каштаны в холодные дни митингующие жгли, чтобы не замерзнуть. Брусчатку
разбивали, не заботясь о том, что потом кому-то это надо будет восстанавливать.
Сердце не пело – оно плакало…
Спектакль «Небоскребы, небоскребы…» в
постановке режиссера Вячеслава Рака нам показал киевский театр имени
Шолом-Алейхема. Пьеса – вариации на тему вариаций на тему пьесы Джеффа Барона.
Мы видели в первом круге вариаций в рамках фестиваля «Театральный дивертисмент»
спектакль «Одесса у океана» с легендарным украинским актером Олегом Школьником.
Это была совершенно иная история. О старом и одиноком эмигранте. О его
совершенно запутанной идеологии (сочетание сарказма и патетики), о его тихой и
обреченной на крах привязанности к молодой американке русского происхождения.
Она уже совершенно нью-йоркская, здешняя, его же, новоявленного жителя
Нью-Йорка, «здешним» назвать нельзя – он так и останется советским одесситом –
навсегда…В спектакле киевлян все смешалось: немного иронии, немного намеков на
зарождающуюся любовь, немного ностальгии.
Но
я пишу о встречах и беседах на фестивале «Театральный дивертисмент». О милой Юле
Кубиной, ее чудесном и серьезном муже Алексее, артистах и супругах – и о тех,
кто придумал Фестиваль.
В полдень приземлился самолет. Мы встречали гостей в
аэропорту. Идут навстречу заждавшимся друзьям и родным москвичи. Киевляне. Опять
киевляне. Сидней. Амстердам. Варшава. Опять Киев. Наших нет. Что случилось?
Посылается SMS. «Вы где?». «Нас послали еще на какой-то контроль». Ждем. Через
три часа восторженная Юля бросается на шею. Леша с чемоданом и свернутым в
трубку баннером спектакля. Их долго проверяли – но все выпустили. Им все
интересно – и они готовы играть.
Автомобиль мчится по шоссе от аэропорта.
Лимоны и магнолия, кусты, цветущие некими волшебными цветами, бледные от
весенне-зимнего солнца поля…Юля и Алексей здесь впервые. Рассказывают.
Спрашивают. «У нас есть люди…знаменитые…они в дни «оранжевой» революции говорили
одно, а теперь совершенно другое утверждают…». «А что, кактусы можно есть?
Правда?». «А до моря здесь близко?» Бат-Ям. Море ворочается за легкой занавеской
из пальм. Наши актеры по-детски восторженно отмечают этот факт. Мы рассказываем.
Показываем. Через четыре часа Юля и Алексей уже на площадке. Монтируется
декорация. Ставятся фонари. Проверяется звук. Гости-артитсы волнуются: «А как же
иначе? Публика хочет увидеть хорошее — и мы ее не можем подвести».
Оба —
красивые и воспитанные. Леша называет супругу «зайчик». Они познакомились в
театре. Шесть лет назад. В Крыму. Алексей Кубин уже выдвигался в Симферопольском
театре на хорошие репертуарные позиции. Юля пришла – и изменила его жизнь.
Увлекла за собой в Киев. В Киеве они вместе работают и в театре «Золотые
ворота», и у Авигдора Фрейдлиса. Только получили роли в новом московском сериале
– грянули бури майдановские. И сериал «заморозили». Что ж, времена не выбирают…
Создатель и директор театра имени Шолом-Алейхема Авигдор Фрейдлис (он довольно
долго жил в Израиле, учился режиссуре в университете Тель-Авива) сказал ребятам,
что в Израиле в это время года +30. Вот они и привезли легкие маечки, Юля –
купальники, и ничего теплого. Но – не пропали. Стойко и весело держались все
гастроли.
По ходу спектакля Леша – выйдя из образа, почти по –брехтовски –
ведет беседу с залом. «Кто такие эмигранты?»- задает он странный и простой
вопрос. Зал молчит. Кто-то неуверенно пытается сформулировать: «Кто уехал в
другую страну…». “Сменившие родину». В одном из залов интеллигентная дама
наставительно произнесла: «Мы здесь не эмигранты. Мы – репатрианты». Леша
кивнул. И спектакль пошел дальше.
В прозе и поэзии будней Фестиваля актеры
должны уметь работать без устали. Без выходных. Хотя наши Кубины все же успели
съездить в Иерусалим. И восторгам и рассказам не было конца. Они очень удачно –
будто всюду горел зеленый свет! — попали на все самые важные для туристов
объекты. Все посмотрели. Вечный город поразил.
Как и зелень. Как и желтые
фонарики лимонов в листве. Как и Мертвое море. Киевляне попробовали хумус и
питу. Наш кефир и хамсинную рыжую бурю. Обгорели ( на Мертвом море) – и дрожали
от холода в светлом городе Ариэле. Зрители были внимательны и доброжелательны.
Молодые артисты и впрямь играли увлеченно и горячо. У нас был еще один театр. На Фестивале. В русском Израиле. Живой и
молодой. Театр – искусство живое и пребывающее в движении. Оно тем и прекрасно,
что всегда стоит в самом навале пути. И – несет на себе отсвет вечного и
неустанного поиска. Театру нужны подвижники. А ребятам
Кубиным – успеха и сил. И – мирного неба в их искусстве.
Инна
Шейхатович https://dagmara.co.il/%D1%8E%D0%BB%D1%8F-%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5-1748/